«И почему меня семь раз возили в Версаль и ни разу сюда, в Шантийи?!» - с досадой воскликнул президент США Никсон после того, как побывал здесь…
«И почему меня семь раз возили в Версаль и ни разу сюда, в Шантийи?!» - с досадой воскликнул президент США Никсон после того, как побывал здесь…
В сорока километрах от Парижа находится это удивительное место. На фоне старинного парка - шедевры архитектуры барокко в ожерелье прудов, а рядом - травяная дорожка ипподрома, которая выходит к стенам великолепного дворца. Но нет, это не дворец, это конюшни - самые грандиозные и, пожалуй, самые красивые в мире. В них и сегодня живут, вернее, царствуют лошади: здесь помещается уникальный музей, в котором сливаются воедино искусство, история и гимн благородному животному.
Главное здание конюшен венчает купол, под которым расположен большой круглый зал-манеж, слева и справа от него тянутся два крыла. Интерьер их поражает величественностью. На всем протяжении здания - а длина его фасада 186 м - взгляд не встречает препятствий. Свод потолка смыкается в полумраке где-то высоко над головой. Такое ощущение, что находишься в средневековом замке или в храме. И ведь это действительно храм - храм лошади… Построил конюшни Луи Анри де Бурбон, седьмой принц Конде. По легенде, он уверовал в переселение душ и решил, что в следующей жизни будет лошадью. Чтобы возвести конюшни, достойные своей персоны, он в 1719 году обратился к архитектору Жану Оберу. Рядом с конюшнями были сооружены манеж, каретный двор, псарня, где в XIX веке содержалось до 500 охотничьих собак. Весь ансамбль был украшен множеством скульптур, изображавших собак, лошадей, оленей. К сожалению, их переплавили во время революции. В те беспокойные времена конюшни вообще едва уцелели: они вполне могли разделить судьбу стоявшего рядом замка принца, который был разрушен до основания. Конюшни спасла армия: до 1814 года эти постройки служили казармами.
Реставрация позволила принцам Конде вернуться в Шантийи. В 1832 году владельцем поместья стал герцог д’Омаль, племянник герцога де Бурбона. В 1886 году он завещал поместье Институту Франции, поставив одно условие: все должно быть сохранено как есть. Сегодня здесь располагается третья по величине коллекция живописи во Франции. А рядом находится известнейший Центр тренировки скаковых лошадей. Одновременно здесь содержится более трех тысяч чистокровок! Каждый год в июне трехлетки выходят на травяную дорожку ипподрома, чтобы участвовать в престижных скачках на приз фирмы Диан-Эрмес и Жокей-клуба. И не только древние стены замка и конюшен придают этому событию особое очарование: весь парижский высший свет является сюда в этот день в самых оригинальных, самых необычных шляпках - такова традиция.
|
Конюшни принца Конде и статуя Славы |
После Второй мировой войны в конюшнях принца Конде размещался конноспортивный клуб. И лишь в 1982 году открылся Живой музей лошади. Экспозиция занимает 31 зал, где есть все, что связано с лошадьми, - от значков и почтовых открыток с их изображением до кареты императрицы Жозефины, в которую запряжены четыре чучела лошадей. Есть среди экспонатов и старинная кузница. Вдоль стен одного крыла конюшен выставлены муляжи, представляющие всадников и лошадей разных стран и эпох. Есть экспозиции, посвященные рабочим лошадям, конной охоте, скачкам, государственным конным заводам Франции. Но музей не был бы «живым» без живых лошадей: они занимают второе крыло. Здесь собраны представители самых разных пород и мастей: андалузцы, лузитано, арабы, тяжеловозы, пони. Но это не просто выставка: все эти лошади - артисты, они участвуют в представлениях, которые музей дает в первое воскресенье каждого месяца.
Представления проходят в открытом манеже или, если погода не позволяет, в «купольном» зале - тогда совершенно особую романтику придает действию хорошо продуманное освещение. Это больше всего похоже на цирк или конный театр. Звучит музыка, и на круглом манеже-арене появляется необычное трио: прекрасно выезженный конь, его всадник и… балерина. Легко и синхронно движутся лошадь и женщина в необычном танце. Недаром в 1985 году этот номер получил Гран-при на знаменитой конной выставке «Эквитана». Танец закончен, теперь очередь другого номера. Надрывно запела скрипка, и толпа всадников на разномастных конях окружила танцовщицу-цыганку. Следующие номера переносят зрителей в прошлое: сначала в Древнюю Грецию, потом во Францию времен Людовика XIII, в гости к мэтру высшей школы верховой езды Плювинелю…
Но деятельность музея не ограничивается спектаклями. Трижды в день в «купольном» зале устраиваются лекции: их проводят всадники, одетые в особую униформу музея. Объясняя различные этапы обучения лошади, они тут же демонстрируют их публике.
Что самое удивительное - это огромное учреждение содержится силами одной семьи: Ива Бьенэме, его жены, детей и еще нескольких человек.
Поступив в 1959 году на работу в конноспортивный клуб Шантийи, 25-летний Ив Бьенэме, тогда самый молодой профессор-берейтор во Франции, был поражен величественностью и красотой этого места и одновременно тем, как плохо используются его возможности. Он решил вернуть конюшням принца былую славу. А пока, дожидаясь своего часа, занялся развитием конного спорта: в частности, создал три крупных конноспортивных центра.
|
Замок Шантийи |
Лишь четверть века спустя Ив с супругой Аннабель арендовали конюшни в Шантийи у Института Франции. Чтобы создать в них соответствующую атмосферу, они заказали сотни скульптур и картин, над которыми трудились полтора десятка художников. Одновременно Ив собирал несколько других коллекций: игрушечных и карусельных лошадок из разных стран, открытки и др. Но главной мечтой четы Бьенэме было вдохнуть в старинное здание ту жизнь, что бурлила здесь, когда на псарне были слышны звуки охотничьего рога, а в конюшнях стояло несколько сотен лошадей.
И в Шантийи снова поселились лошади. Теперь посетитель сразу, при входе, окунался в конный мир. Но Ив Бьенэме заметил, что, лишь рассматривая выставленные экспонаты, праздный посетитель быстро устает и начинает скучать. Так появилась идея 30-минутных лекций, а еще через два года - и конных спектаклей.
Иногда один из главных залов музея превращается в банкетный. Устраивать приемы под сводами своих конюшен любил еще седьмой принц Конде. Здесь обедали Людовик XV, австрийский император Иосиф II, будущий российский император Павел I. Сегодня эта традиция возрождена: здесь проводят приемы и презентации крупнейшие фирмы, различные ассоциации. Часто в программу приемов входят и конные спектакли.
В 1989 году на купол конюшен вернулась статуя Славы. Эта женская фигура на крылатом коне - копия статуи, заказанной Людовиком XIV скульптору Куазво, - украшала конюшни до Великой французской революции, во время которой она была снята и переплавлена. Ив Бьенэме задался целью воссоздать скульптуру. Задача была непростая: высота статуи достигала четырех метров, а вес - четырех тонн. Работу поручили инженеру и скульптору Мишелю Бурбону. И вот 31 мая 1989 года, на двухсотлетие революции, статуя Славы была поднята на стометровую высоту и установлена на куполе. Она стала своеобразным символом Шантийи. В конных спектаклях музея появился новый номер: дочь Ива Бьенэме Софи в античном костюме и арабо-испанский жеребец Суэно, с закрепленными на спине крыльями, изображают «ожившую» статую.
Живой музей лошади - сравнительно небольшое частное учреждение, но по известности его можно сравнить с гораздо более крупными музеями. Он никогда не получал никаких дотаций от государства, но при этом работает и процветает. А главное, по уникальности ему действительно нет равных!
Елена Дмитриева
|