TREC, или как стать великим путешественником

Дата 18.11.2005 0:00:00 | Тема: Спорт

Если где-нибудь в Европе на проселочной дороге вы случайно встретите всадника, сосредоточенно изучающего карту, не стоит думать, что это заблудившийся турист, решивший, что овес дешевле железнодорожного билета или бензина. Скорее всего это участник...

Если где-нибудь в Европе на проселочной дороге вы случайно встретите всадника, сосредоточенно изучающего карту, не стоит думать, что это заблудившийся турист, решивший, что овес дешевле железнодорожного билета или бензина. Скорее всего это участник соревнований по одному из самых молодых и увлекательных видов конного спорта.


Эта дисциплина появилась в своем современном виде лишь в 1985 году во Франции, точнее – в городе Аллен. Несколько лет спустя новую дисциплину окрестили ТРЕК (TREC): это аббревиатура от «Technique de randonee equestre de competition» («Техника конных походов в условиях соревнования»). Через пять лет появился первый учебник по подготовке к испытаниям, где излагались и правила состязаний. Аббревиатура как нельзя лучше характеризует и суть испытаний: одно из значений слова «trec» на английском языке – «конное путешествие», а в переводе с арабского – «дорога».

Наверное, самое замечательное в этом виде спорта – его доступность. Любой, кто мечтает о славе ковбоя Мальборо, отважного путешественника и бродяги, кто хранит в себе романтическое отношение к лошади, кто любит по выходным дням отправляться на природу, может испытать свои силы, соревнуясь с другими, но больше, наверное, с самим собой. Собственно, ТРЕК сложно назвать соревнованием, несмотря на наличие судей, ветеринарного и допинг-контроля, фиксированных правил. Скорее это времяпрепровождение людей, близких по духу и увлеченных одной идеей. Для этой дисциплины не существует преград в виде возраста участников или физических способностей и породы лошади. Победителем может стать любая лошадь, но при условии, что между ней и всадником существует полное взаимопонимание.

Во Франции конный туризм стал набирать популярность с начала 60-х годов ХХ века. Тогда же был создан Национальный комитет конного туризма. Каждый год комитет выпускает справочник, где собрана вся необходимая информация по конным походам. В нем можно найти адреса отделений комитета в каждом из департаментов страны, а также адреса гостиниц, где можно остановиться на ночлег и где имеются конюшни для размещения лошадей «верховых» туристов. Национальный комитет конного туризма переиздает правила и учебники по ТРЕКу. Эта организация в какой-то мере связана с Федерацией конного спорта Франции, но поскольку считается, что все, что относится к туризму, имеет свою специфику, отличную от конного спорта, то структура комитета достаточно автономна и независима от Федерации. В общем-то, закономерно, что цели, которые ставились при создании нового вида спорта, тесно связаны именно с туризмом: это привлечение внимания к конным путешествиям, предоставление возможности всаднику-любителю прогрессировать и обезопасить себя и лошадь во время путешествий, а также поддержка разведения лошадей хобби-класса для туризма и отдыха.

От спортивного ориентирования...

Итак, мы на соревнованиях по ТРЕКу. Сначала, как и в любом конноспортивном состязании, выводка. Судьи оценивают состояние лошади, а также функциональность и эстетичность амуниции лошади и экипировки всадника, причем каждому участнику дается пять минут, чтобы объяснить свой выбор снаряжения. Амуниция позволяется любая, правда, с осторожностью относятся к ковбойским седлам: высокая передняя лука во время прохождения кросса может доставить неудобства всаднику. В экипировку должны обязательно входить аптечка, принадлежности для экстренной ковки лошади, а также документы, фонарик и светоотражающие элементы для передвижения в ночное время.

Вторая часть представляет собой ориентирование на незнакомой местности с помощью компаса и карты на дистанции от двенадцати до шестидесяти километров, в зависимости от уровня соревнований. Для организаторов состязаний на этом этапе главное – создать интересную трассу. Естественно, задается оптимальное время прохождения, но скорость не является основной целью. Маршрут рисуется на карте или задается азимутами. Иногда это свободный маршрут, где указанны только точки, обязательные для прохождения. Средняя скорость движения зависит от опытности участников. Для новичков задается скорость не более 6-7 км/ч. На испытаниях регионального уровня длина маршрута уже около сорока километров, а средняя скорость 8-9 км/ч. Характерная деталь: правила прохождения маршрута включают в себя предписание вежливо вести себя со всеми встреченными по пути людьми, не сорить и не наносить ущерба окружающей среде.

После того как всаднику удалось не заблудиться в окрестных лесах, его ждет следующее испытание, что-то вроде троеборного кросса. Дистанция от двух до пяти километров должна быть пройдена максимально быстро и с минимальным количеством штрафных очков. На пути всадника – самые разнообразные препятствия, вот некоторые самые типичные: преодоление спуска и подъема с крутизной от 20° до 40° по разному грунту или отвесной горки высотой от 50 до 110 см, прыжком вверх, а потом вниз. Все это типично троеборные препятствия, хотя, конечно, не такие сложные. Кстати, в зависимости от задания, всадник либо сидит в седле, либо должен спешиться и вести лошадь в поводу. Здесь также оценивается послушание лошади, как под седлом, так и в руках.

...до блуждания по лабиринту

Далее – полоса препятствий, типичных для путешествующего верхом: преодоление вброд речки, иногда с обрывистыми берегами, прохождение через калитку, которую надо открыть и закрыть, не спешиваясь, переход канавы по узкому мостику, преодоление живой изгороди, прыжок через поваленное дерево или канаву. Высота препятствий не превышает 110 см, ширина – 150 см.

Потом следует «экзамен на вождение». Пройти через лабиринт, взобраться на лестницу, осадить, пройти через узкий «коридор» из брусьев, как можно быстрее проехать под брусьями, расположенными на высоте 20–30 см над холкой лошади (всаднику нужно прильнуть к лошади и суметь не зацепить жердь) – немного похоже на игру, хотя, если приглядеться, все эти препятствия моделируют вполне реальные «полевые» ситуации. Или, например, упражнения, наводящие на мысли о собачьей дрессировочной площадке: всадник оставляет лошадь в центре круга диаметром восемь метров и выходит за его границы, а лошадь в это время должна стоять неподвижно и даже не пытаться следовать за человеком; контрольное время для лучшей оценки – десять секунд. Еще одно очень полезное в жизни испытание: всадник спешивается и снова садится в седло, а лошадь во время всех этих манипуляций должна стоять не двигаясь. Наконец, одно из самых трудных для многих лошадей упражнений: участник должен завести лошадь в коневозку и вывести обратно; если лошадь сопротивляется погрузке, обгоняет человека или влетает в коневозку прыжком, а также если человек грубо обращается с лошадью – штрафных очков не избежать. Впрочем, всем вышеперечисленным «препятствия» этого этапа соревнований отнюдь не исчерпываются.

Однако перейдем к следующему этапу – тесту на правильность аллюров лошади и мастерство всадника. На дистанции от 100 до 150 метров всадник должен показать судьям самый быстрый и ритмичный шаг, на который только способна его лошадь, а затем самый медленный и ритмичный галоп. Если вы можете преодолеть 150 метров ровным галопом за 33,8 секунд и прошагать эту же дистанцию за 67 секунд, значит, вы заслуживаете высокой оценки за это испытание.

...И вечные французы!

Сегодня во Франции этим видом спорта занимаются три тысячи человек, из них четыреста – на национальном уровне. Кстати, соревнования по ТРЕКу проводятся и для любителей езды в экипаже. Каждый год проходят международные турниры, в которых Франция является безусловным лидером на протяжении уже нескольких лет. В этом году чемпионат планируется в сентябре в Германии, он должен собрать команды из Франции, Швейцарии, Бельгии, Германии, Италии, Испании и даже Америки.

Кстати, в ТРЕКе, как, наверное, в никаком другом виде конного спорта, особенно важны мягкие методы работы с лошадью, основанные на доверии к человеку. Ведь только доверяя всаднику, лошадь не подведет в самых неожиданных ситуациях, кроме того, только с такой лошадью путешествие будет максимально комфортным и безопасным. Знаменитые американцы Монти Робертс и Пат Парелли открыли общественности новые формы общения с лошадьми, и для адептов «естественных отношений» ТРЕК будет лучшим применением их методов на практике.

Почему именно во Франции этот спорт стал наиболее популярен? Трудно сказать, но возможно, все дело в страсти французов к путешествиям на край света, которая, несмотря ни на что, все еще жива в их неугомонной душе. Впрочем, в России для таких соревнований, как и для конного туризма, просто необозримые возможности. Страна наша почти на всей своей огромной территории открыта для рискованных походов и экспедиций. У нас ведь нет проблемы выбрать дорогу, по которой можно ехать верхом. Это кажется забавным превосходством, пока не столкнешься с жесткими правилами передвижения всадников в Европе, особенно во Франции, где многие дороги и большинство пляжей закрыты для проезда на лошади: то власти опасаются за их сохранность, то выясняется, что перед вами частное владение. Разработка любого конного маршрута или соревнований по ТРЕКу там начинается с поиска «открытых для всадников» дорог и долгих переговоров с местным начальством.

Что ж, ТРЕК в России – почему бы и нет? Ведь свет не клином сошелся на конкуре и выездке, да и олимпийские высоты не всем по плечу – так что же, довольствоваться рутиной нашей нынешней конной жизни? В конце концов, ТРЕК – это огромное удовольствие просто от общения с лошадью и природой. Итак, в седло, и не забудьте компас!


Анастасия Наумова

Автор благодарит Комитет по конному туризму при Федерации конного спорта Франции за предоставленные фотографии и помощь в подготовке материала.





Эта статья пришла от Конный мир
https://horseworld.ru

Ссылка на эту статью:
https://horseworld.ru/modules/AMS/article.php?storyid=590