Раннее осеннее утро. Равнину застилает туман, но солнце быстро съедает клочья белой пелены, и перед взором открывается удивительный вид на свежевспаханные местами поля. Вдалеке неясно просматривается приближающаяся группа всадников. Вот уже можно разглядеть среди них и женщин в пышных юбках и шляпках с перьями, грациозно сидящих верхом в дамских седлах. Вокруг лошадей, чуть не попадая им под копыта, носятся стаи собак. Их лай, всеобщий шум и гвалт нарушают утреннюю тишину. Охота на лису! Все ждут сигнала рожка главного егеря. Еще минута - и всадники срываются в погоню за рыжим зверем, не разбирая дороги, преодолевая ручьи, канавы, изгороди. Многие всадники падают, а их кони, повинуясь стадному инстинкту, мчатся вслед за собратьями, еще не потерявшими своих седоков…

Весьма приблизительно подобную сцену можно датировать серединой XVIII столетия, а происходить она могла, например, в Пардубицах, что в 80 километрах восточнее Праги… Однако вышеописанные события никак нельзя назвать зарождением знаменитых Пардубицких стипль-чезов. Пройдет еще много лет, прежде чем будут проведены первые скачки с препятствиями на поле, где сейчас расположен Пардубицкий ипподром.


Как же все начиналось?

В 30-х годах XIX столетия большой любитель конного дела и англоман, граф Октавиан Кински начал завозить из Англии охотничьих собак. Однако для английской забавы нужны были и лошади соответствующих кондиций. Коневодство в тогдашней Чехии находилось на достаточно высоком уровне: знатоки высоко оценивали великолепных лошадей кладрубской породы, история которой к тому времени насчитывала уже более 250 лет. Однако под седло кладрубские лошади, выведенные специально для парадных запряжек, явно не годились. Октавиан Кински мечтал о другой лошади. В то время в Центральной и Восточной Европе уже существовало чистокровное коневодство, слава английской скаковой лошади давно вышла за границы Островов. Еще бы! К третьей четверти XVIII столетия эта порода "готовилась отметить" свое столетие! Быстрое распространение в Европе английских верховых лошадей потребовало и хорошо организованных испытаний.

Вклад Октавиана Кински в становление восточно-европейского коневодства переоценить невозможно. Наряду с энтузиастами своего времени он по праву может считаться пионером скакового дела в Центральной Европе. В 1842 году местным охотничьим клубом был организован первый стипль-чез. А в 1856 году на месте современного Пардубицкого ипподрома состоялся и первый стипль-чез, проведенный по упорядоченным правилам. Официальной датой рождения Большого Пардубицкого стипль-чеза считается 1874 год: тогда 14 всадников впервые разыграли этот приз.

Время шло, развитие коневодства в Восточной Европе приобретало масштабы, требовавшие выхода за пределы собственных границ. Нужны были некие сравнения. Ведь еще древние говорили, что "достоинства скаковых коней определяют бега и ристалища".

Наступил год 1883. Год во многих отношениях знаменательный. На Большой Ливерпульский стипль-чез выезжает сын Октавиана Кински - Карл. Он везет с собой полукровную кобылу Зоедону (Zoedone) от английской Мисс Хонитон (Miss Honiton). Прибыв в Великобританию, молодой Кински отдает лошадь для подготовки английскому тренеру сэру Дженкинсу. Подошел день скачки… Кински выигрывает! Шок и удивление английской публики невозможно описать! Это было Ватерлоо! А если учесть, что Зоедона была рождена не в Англии, а в заводе графов Кински, то цена этой победы возрастает многократно. Большому Ливерпульскому к этому времени было уже почти полвека, и публика уже привыкла к тому, что кроме англичан "на поле воинов нет". Перед скачкой Зоедона котировалась в тотализаторе как 100 к 8 - абсолютное отсутствие ставок! Карл Кински стал первым иностранцем, победившим на приводной лошади в Большом Ливерпульском стипль-чезе. На родине молодого графа встречали как национального героя.

Вернемся, однако же, в Пардубицы. Что являл собой Пардубицкий ипподром в то время? Скромные строения, состоящие из судейского помещения и трибун. Народ обычно толпился вдоль живой изгороди, а часть дистанции скрывал лес. Но вот о самом поле, по которому проходил стипль-чез, разговор особый. Ведь если в Ливерпуле на ипподроме в Энтри дорожка представляет собой травяной газон шириной 40-50 метров, в плане похожий на трапецию с закругленными углами, то поле в Пардубицах так и оставалось полем - летом на нем росли зерно и трава. К осени урожай снимали, поля частично вспахивали под зябь (посев яровых). И кому-то в голову пришла гениальная мысль: а почему бы не скакать не только по траве, но и по свежей пахоте? По ней проложили примерно 40% дистанции в 6 километров 900 метров с 29 препятствиями. С этого момента Пардубицы и стали почти настоящими Пардубицами.

Почти, потому что есть еще одна и, наверное, главная "изюминка" Пардубицкого стипль-чеза: Большой таксис. Четвертое препятствие. Живая изгородь полтора метра в ширину и полтора в высоту, а за ней ров шириной в 5 метров. Закройте глаза и представьте себе параболу полета лошади с учетом того, что перед таким прыжком лошадь должна оторваться от земли метра за два... И сквозь этой живой изгороди не "продерешься", ее надо прыгать.

В начале 90-х годов ХХ века Общество охраны животных развернуло бурную деятельность, требуя исключить Большой таксис из скачки. В этом случае проще закрыть Пардубицы вообще. Таксис - это квинтэссенция большой скачки, основополагающее звено в череде трех десятков преград. Точно так же можно требовать исключить из ливерпульского Бичерс Брук, 6-е препятствие, оно к тому же преодолевается дважды за дистанцию. Но Ливерпульский ипподром - частная собственность, как сказал один из старожилов Энтри, "попробовали бы "охранники" животных сунуться сюда, долго бы выковыривали дробь из мягких мест". Пардубицкий же ипподром в начале 1990-х принадлежал государству, это сейчас значительная его доля находится в частных руках. Тогда Обществу удалось добиться своего: Большой таксис был уменьшен - живая изгородь стала ниже, канаву сузили, частично засыпав. Правда, лошади так же падают, так же получают травмы. Так что проблема, думается, не в препятствии, а в подготовке лошадей и всадников.

Вернуть препятствию первоначальные размеры уже нельзя: что сделано, то сделано. Только вот как можно сравнивать победителей, ехавших "ту" трассу и прыгавших "тот" Большой таксис, и - теперешних? Как можно ставить рядом легендарного хромого Корока (одна передняя нога у него была на несколько сантиметров короче другой), выигравшего скачку четырежды, нашего Эпиграфа, побеждавшего трижды подряд (два раза под седлом Владимира Прахова и один - в руках Вячеслава Макарова) и нынешних победителей? А Либентина, Железник и еще целая плеяда великих скакунов, бравших прежние препятствия? Они герои или так, воспоминания? А жокеи, скакавшие "тогда" и скачущие "теперь"? Вопросы без ответов.

История, однако, продолжается. Вот и в этом году, как всегда, во второе воскресенье октября Большой Пардубицкий стипль-чез собрал самых смелых. Победил Чалко (Chalko) под седлом немецкого жокея Петера Гема (Peter Ghem). Чалко тренирует неоднократный победитель Большого Пардубицкого Йожеф Ваня. На платных местах в этой скачке (четвертом и шестом) были еще две его лошади. На шестом номере скакал россиянин Вадим Снетковский, работающий у Йожефа Вани. К сожалению, наш Беловодск из Ануфриевского конного завода Ростовской области, находящийся сейчас в аренде у чешских коневодов, упал на последнем херделе, когда до финиша оставалось чуть более 200 метров. Обидно вдвойне, потому что Беловодск шел лидером. И втройне, потому что Беловодск дважды был вторым и третьим в Большом Пардубицком стипль-чезе. После падения на 25 препятствии сошел и наш Арган, на котором скакал чешский жокей Йожеф Бречка.

Но был на прошедшем скаковом митинге и приятный для россиян момент. В субботу 13 октября, в день гладких скачек, наш Гребень выиграл самую престижную скачку после Дерби, скачку открытия сезона - Сент Леджер. Этот успех российского жеребца важен еще и потому, что он опередил победителя Чешского и Словацкого Дерби - Ройял Инстинкта (Royal Instinct). Гребень рожден в Ставропольском конном заводе от выводного из Ирландии Бэйлиол Боя (Balliol Boy) и нашей Гордони. Принадлежит Гребень частному владельцу Алиму Узденову, выступившему спонсором поездки команды Ростовского ипподрома в Чехию.

Что ж, закончим на этом рассказ об истории Пардубицкого стипль-чеза. Ведь в ней столько славных страниц с вписанными в них строками о больших победах наших витязей Пардубиц. Они достойны отдельного разговора. Вот и поговорим, чуть позже.


Евгений ЛЕПЕТУХИН, член IAEJ, Международный альянс журналистов для конного спорта


Большой Пардубицкий входит в число труднейших стипль-чезов в мире - таких, как старейший Ливерпульский, парижский Отой и Мэриленд Кап в США.


Стипль-чезы - один из самых опасных видов конного спорта. В истории Пардубиц было и такое, что до финиша доходил один всадник.


Многие стипль-чезные препятствия на самом деле не так страшны, как кажутся. Если это стенка, то часто она делается не во всю высоту препятствия: верхнюю часть образует "частокол" из веток. То есть при высоте препятствия 150 см в действительности нужно преодолеть 130 см: лошадь снесет ветки, но в стенку не врежется. Однако с Большим таксисом этот номер не проходит, и далеко не всем удается преодолеть его благополучно.


0
Дата публикации: 28.7.2002 23:00:00
Печатать эту страницу Отправить эту статью другу
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.
Отправить комментарий
Вам нужно зайти под своим логином чтобы отправить комментарий.
Пользователь: Пароль: Запомнить меня

Вы не зарегистрированы? Нажмите здесь.
Рубрикатор
Поиск
Новости редакции
Конный мир №1/2023 (ноябрь/декабрь) – скоро в продаже! В номере - «Новая русская спортивная», «Нина Менькова: 62 года в седле», «Метаболизм совершенного атлета».
Конный мир №1/2022 (ноябрь/декабрь) – скоро в продаже! В номере - «Чистокровное коннозаводство: солидный фундамент», «В поисках коня спортивного...», «Как получить государственную помощь?»
Уважаемые подписчики! Дорогие читатели!В связи со сложившейся ситуацией, выпуск журнала "Конный мир" №1/2022 временно переносится до улучшения ситуации в стране. Пожалуйста, следите за обновлениями на сайте и в соцсетях.
Конный мир №4/2021 (ноябрь/декабрь) – скоро в продаже! В номере - «Мы делили... ипподром», «Цилиндры – есть ли шанс?», «Кирилл Племяшов: «В приоритете – клиническое обучение»»
Конный мир №3/2021 (август-сентябрь) – скоро в продаже! В номере - «Куда шагаем?», «Долететь до Японии», «Гордость России»
Кто активен
20 пользователь(ей) активно (11 пользователь(ей) просматривают Статьи)

Участников: 0
Гостей: 20

далее...
© ООО «КЛАСС ЭЛИТА» 2000-2024 Все права на материалы, находящиеся на сайте horseworld.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Копирование материалов, новостей сайта и сателлитных проектов только с разрешения правообладателя ООО «КЛАСС ЭЛИТА»