В Великобритании насчитывается 59 ипподромов, часть из них отдана только под гладкие скачки, часть – под скачки с препятствиями, а на некоторых проходят все виды скачек. Наш рассказ – о четырех самых известных среди любителей скачек с препятствиями ипподромах.


Комитет по скачкам с препятствиями был сформирован при английском Жокей-клубе в 1866 году, однако сами стипль-чезы имеют 250-летнюю историю. В 1752 году два ирландских джентльмена поспорили, чья лошадь быстрее. В назначенный день Корнелиус О’Каллахан и Эдмунд Блейк проскакали почти пять миль, держа направление на шпиль церкви соседней деревушки, преодолевая на пути овраги, каменные стенки и ворота. Это был первый стипль-чез, о котором сохранились документальные подтверждения.

Новый вид конного спорта быстро распространился в Ирландии, а позже – и в Великобритании. Первоначально скачки проводились по пересеченной местности, но в середине XIX века стипль-чезы переместились на специально подготовленные дорожки ипподромов с искусственными препятствиями.

Кемптон-Парк: традиции и современность

Ипподром Кемптон-Парк основал C.Х.Хайд, бизнесмен и член партии тори. В 1872 году этот джентльмен приобрел усадьбу Кемптон и прилегающий к ней парк, а шестью годами позже, в июле 1878 года, здесь был открыт ипподром. Расположенная недалеко от Лондона скаковая арена пользовалась заслуженной популярностью у любителей скачек. За всю историю ее существования скачки не проводились только с 1939 по 1946 год, во время Второй Мировой войны, когда ипподром был отдан под лагерь военнопленных.

С начала 70-х годов ХХ века Кемптон-Парк уже пережил две значительные реконструкции. Первая из них заключалась в строительстве нового клубного здания и весовой. Тогда же был перенесен на новое место паддок. Второй этап реконструкции завершился к 1997 году: была полностью переделана главная трибуна. Теперь на ипподроме появился огромный ресторан с панорамным видом на дорожку, а за зданием трибуны разместился новый паддок, где установлена статуя Дезерт Орчида (Desert Orchid), выигравшего The King George VI Chase в 1986, 1988, 1989 и 1990 годах.

Дорожка в Кемптоне представляет собой треугольник, общая ее длина 1 миля 5 фарлонгов. Ее пересекает прямой отрезок для скачек на короткие дистанции – 5 и 6 фарлонгов. Перед поворотом на финишную прямую существует еще один «аппендикс» в 3,5 фарлонга. На дорожке отсутствуют перепады высот, поэтому для лошадей скачки в Кемптоне – это прежде всего тест на скорость и технику прыжка, а не на выносливость. Часто лошади, не выдерживающие дистанцию больше 2,5 мили в Челтенхеме, легко проходят три мили в Кемптоне.

Несмотря на высокий стандарт ипподрома, здесь не проводится ни одна гладкая скачка первой группы. Зато для скачек с препятствиями – это одно из лучших мест в Великобритании. The King George VI Chase в День Подарков (второй день Рождества, 27 декабря) на дистанцию три мили – одно из главных событий в стипль-чезном календаре, не считая митингов в Челтехеме и Эйнтри. Лучшие стиплеры страны выигрывали эту скачку, но больше всех она прославила Дезерт Орчида.

Впервые эта скачка проводилась в 1937 году и была названа в честь короля Георга VI, вступившего на престол 11 декабря 1936 года после отречения его брата Эдуарда VIII. В те времена скачка проходила в феврале, и ее призовой фонд составлял 392 фунта стерлингов. Позже скачка была перенесена на Рождество, чтобы не соперничать с митингами в Челтенхеме и Ливерпуле.

Рождественский митинг пользуется у зрителей огромным успехом, хотя и в другие дни жизнь на ипподроме не затихает. В феврале здесь проводится еще один крупный стипль-чез: Racing Post Chase.

Однако в ближайшем будущем ипподром может измениться до неузнаваемости. Для привлечения большего количества зрителей в будние дни по вечерам планируется дальнейшая реконструкция, основной задачей которой будет создание роскошной всепогодной дорожки с искусственным освещением вместо существующей травяной. Это означает, что главная скачка Кемптон-Парка должна будет искать себе другой дом. Решение о путях дальнейшего развития ипподрома ожидается в 2003 году. Противники идеи реконструкции настаивают на том, что проведение таких планов в жизнь нанесет непоправимый удар по скачкам с препятствиями, а сторонники считают, что подыскать новое место для Рождественского скакового митинга не так уж сложно, ведь рядом располагается прекрасный ипподром Сандаун-Парк.

Сандаун-Парк: первый «семейный» ипподром

В 1870 году земли, где ныне располагается ипподром, были выставлены на продажу. Их приобрел полковник Оуэн Вильямс, создавший чуть позже консорциум с местным богатым сквайром сэром Уилфордом Бреттом, куда также вошел брат Оуэна Хуфер. Партнеры решили создать ипподром нового типа. В те времена скачки были не очень подходящим местом для женщин и детей. Обычно плата взималась только за проход на трибуны, вокруг которых располагались зрители из простонародья, не блиставшие изящными манерами. Было решено полностью закрыть бесплатный вход на ипподром, установив вокруг парка ограду и продавая билеты за вход. Уплатив по полкроны, публика могла наслаждаться комфортом на трибунах, выстроенных во французском стиле. Были построены отдельные туалетные комнаты для джентльменов и леди. Это был первый ипподром в Великобритании, куда джентльмен мог прийти со своей супругой, не опасаясь, что женский слух оскорбят неподобающие выражения менее респектабельной части публики.

Первая скаковая встреча состоялась 22 апреля 1875 года, она до сих пор существует в календаре как Whitbread Gold Cup. К сожалению, сильнейший ливень не дал провести открытие нового ипподрома с надлежащим блеском, но те, кто не побоялся погоды, стали свидетелями победы жокея-чемпиона Фреда Арчера. Второй скаковой митинг того же года прошел под патронажем Принца Уэльского, и ипподром получил славу респектабельного места.

В 1886 году Сандаун-Парк решил превзойти даже Аскот, объявив о проведении Eclipse Stakes, призовой фонд которой составил десять тысяч фунтов, что в два раза превышало призовой фонд Дерби того года.

Во время Первой Мировой войны земли ипподрома были переданы фермерам, а здание трибуны разобрано. Но в 20-х и 30-х годах XX века скачки вернулись в Сандаун-Парк. В 1947 году именно с этого ипподрома впервые была проведена трансляция скачек телекомпанией Би-би-си.

В 2002 году была завершена реконструкция ипподрома, которая обошлась в 23 миллиона фунтов.

Скаковая дорожка Сандаун-Парка предъявляет к лошадям высокие требования. Длинные пологие прямые вверх по холму и широкие повороты дают преимущество выносливым лошадям. Стиплеры также должны хорошо прыгать. На дистанции расположены одиннадцать препятствий, семь из них – на дальней от трибун прямой.

Основной скаковой митинг на этом ипподроме – Whitbread Gold Cup, который проводится в середине апреля. В эти дни на ипподроме разыгрываются крупные призы в гладких скачках и в скачках с препятствиями.

Челтенхем: Англия против Ирландии

Этот ипподром расположен в живописной местности Кэтволд, за ним вздымаются холмы Клив Хиллс. Это место известно своими целебными источниками, в XIX веке «на воды» в Челтенхем приезжала респектабельная публика. Спокойный курортный городок наполняется жизнью на три дня в марте, когда он превращается в Мекку поклонников скачек с препятствиями. Весь скаковой календарь Великобритании делится на две части: до Челтенхема и после. Национальный скаковой фестиваль проходит в три дня, в Челтенхем приезжают со всей страны лучшие жокеи, лучшие лошади, толпы зрителей, в том числе внушительный десант болельщиков из соседней Ирландии. Эти дни целиком состоят из невероятного напряжения, радостного возбуждения, предчувствия побед и горечи поражений. Трехдневный скаковой митинг в Челтенхеме (фестиваль, как его называют для краткости) имеет свою непередаваемую атмосферу. По мнению завсегдатаев, она создается присутствием ирландских лошадей, тренеров, жокеев, болельщиков.

Рассказывают, что однажды тяжелобольному ирландскому джентльмену доктор сообщил, что ему осталось жить всего три дня, на что пациент спросил, можно ли перенести их на середину марта, чтобы он смог провести их в Челтенхеме…

Скачки в Челтенхеме – это всегда матч «Великобритания против Ирландии». Однако трудно предположить, что в каком-то другом виде спорта болельщики могут с одинаковым энтузиазмом болеть за обе команды. Если Ирландия к середине митинга еще не выиграла ни одной скачки, англичане начинают заметно волноваться. «Ведь им тоже нужен хотя бы один победитель, не так ли?» – говорят жители Альбиона и приветствуют ирландских лошадей ничуть не хуже, чем английских, даже теряя деньги на проигрыше своих фаворитов. Челтенхем – это не то место, где от болельщиков можно ждать рационального и логичного поведения.

Впервые скачки были проведены здесь в 1815 году, а первый официальный скаковой митинг состоялся в 1818 году. В 1829-м, после неоднократных пламенных проповедей о дьявольском увлечении игрой на скачках, преподобный Френсис Клоуз организовал демонстрацию из своих прихожан, которые практически сорвали проведение скачек того года. В жокеев и лошадей полетели пустые бутылки и камни. Еще через год была сожжена главная трибуна ипподрома. Однако, несмотря на эту волну народного гнева, скачки в Челтенхеме возобновились в 1845 году. В 1898 году земли ипподрома были куплены мистером Барингом Бингхэмом, новый владелец построил новые трибуны и возвел изгородь вокруг ипподрома.

Главная скачка мартовского скакового митинга – Gold Cup – была впервые проведена в 1924 году, ее призовой фонд составил 685 фунтов стерлингов. В то время Gold Cup рассматривался лишь как подготовительная скачка перед Большим Национальным, но прошло всего несколько лет, и этот скаковой митинг стал важным событием сам по себе. В первом Золотом Кубке участвовали всего девять лошадей, и выиграл его пятилетний Ред Сплэш. За всю историю Кубка только одной лошади удавалось выиграть его пять раз подряд: это был Голден Миллер (Golden Miller) (1932-1936 года). Знаменитый Аркл (Arkle) также неоднократно выходил на дорожку Челтенхема, он становился победителем три раза подряд (1964-1966 года). Во время Второй Мировой войны скачки в Челтенхеме не проводились два года – в 1943 и 1944.

Начиная с 1979 года ипподром подвергся значительной реконструкции: была построена новая главная трибуна стоимостью тридцать миллионов фунтов, конюшни на 160 лошадей обошлись в миллион фунтов. А в 2001 году впервые за последние пятьдесят лет фестиваль был отменен из-за эпидемии ящура, свирепствовавшей на Британских островах.

Ипподром состоит из трех отдельных дорожек. Скачки проводятся попеременно на «старом» и «новом» скаковых кругах, поэтому грунт успевают привести в порядок к каждому митингу. Обе дорожки представляют собой овалы 1,5 мили длиной, без резких поворотов. Со старта лошади уходят вверх на холм, поворачивают и спускаются вниз. На этом спуске расположены особенно сложные препятствия. Финишируют лошади также в гору, что является дополнительным тестом на выносливость – выиграть здесь могут только те, у кого хватает сил для финишного спурта в горку.

В настоящее время проводится комплексная программа по реконструкции ипподрома, ориентировочная стоимость ее составляет пятнадцать миллионов фунтов.

Однако, за всеми нововведениями, Челтенхем не забывает и свое прошлое, На нынешних победителей, красующихся на выводном кругу, смотрят статуи великих ипподромных бойцов: Аркла, Голден Миллера, Даун Рана. Традиционное место встречи – бар «Аркл» – не просто обычный ипподромный бар, названный в честь великой лошади, а музей, где хранятся документальные свидетельства побед Аркла, в том числе и письма его болельщиков, адресованные просто – «Ирландия, Арклу». День в Челтенхеме будет неполным без посещения Зала Славы, большой и очень интересной выставки, рассказывающей о лошадях и людях, которые создавали славу Челтенхема.

Эйнтри: самый знаменитый стипль-чез

С ипподромом Эйнтри знакомы миллионы людей, в том числе и те, кто из скачек знает только Большой Национальный (Grand National) стипль-чез. Одно название «Эйнтри» заставляет любителей скачек вспомнить триумфы и трагедии Большого Национального, знаменитых лошадей и жокеев, побеждавших и проигрывавших здесь.

Первые официальные скачки в Эйнтри были организованы владельцем ливерпульского отеля «Ватерлоо» мистером Вильямом Линном. Линн взял в аренду землю, принадлежавшую в то время лорду Сефтону, разметил скаковую дорожку и построил трибуну. Первая скачка прошла 7 июля 1829 года.

Во вторник, 26 февраля 1839 года, семнадцать лошадей вышли на старт первого Большого Национального стипль-чеза. Почти все препятствия на дистанции первого стипль-чеза были гораздо меньше, чем современные, за одним исключением. Прямо перед трибунами была построена внушительных размеров каменная стенка (ее высота составила почти 5 футов – 150 см). Другим серьезным препятствием были две канавы, одна из которых получила название Бичер’с Брук, в честь капитана Бичера, лошадь которого закинулась именно там, и капитан упал. Первым победителем Большого Национального стала лошадь по имени Лоттери.

Через три года, в 1841-м, по настоянию общественности каменная стенка была разобрана, а на ее месте появилась канава в три метра шириной и глубиной 90 см.

До Второй Мировой войны, пожалуй, самой знаменитой лошадью-победителем Большого Национального был Голден Миллер. За всю историю скачек только ему удалось в один и тот же год выиграть и Золотой Кубок в Челтенхеме, и Большой Национальный в Эйнтри.

В 1949 году лорд Сефтон продал ипподром семье Топхэмов, которые уже занимались управлением ипподромом. Смена владельца повлекла за собой реконструкцию. Внутри скаковой дорожки Большого Национального была разбита еще одна, названная в честь жокея-любителя и большого поклонника стипль-чеза лорда Майлдмея. Другим нововведением Топхэмов была трасса для автомобильных гонок, которая быстро заслужила репутацию лучшей в Европе.

В 1965 году для Эйнтри настали тяжелые времена. Было объявлено о планирующейся продаже земель ипподрома строительным фирмам. Каждый год газеты выходили под броскими заголовками «Последний Большой Национальный». В 1973 году семья Топхэмов продала ипподром Биллу Дэвису, главе строительной корпорации с условием, что ипподром будет сохранен. Первым делом Дэвис увеличил цены на билеты в три раза, что сократило количество зрителей, пришедших посмотреть Большой Национальный, до минимума.

В эти годы на дорожке Эйнтри блистал феноменальный Ред Рам, который выигрывал скачку трижды – в 1973, 1974 и 1977 годах.

В 1975 году Билл Дэвис подписал соглашение с крупнейшей букмекерской конторой Лэдбрукс о передаче прав на управление ипподромом. Контракт был подписан на три года, и Лэдбрукс были полны решимости сохранить Большой Национальный, однако Дэвис отказался продлевать контракт. Наконец, скаковой мир понял, что если не предпринять никаких решительных действий, Эйнтри будет потерян. В 1982 году началась национальная кампания по спасению ипподрома. Средства на покупку собирали буквально по фунтам, и в 1983 году Жокей-клуб смог заплатить цену, запрошенную Дэвисом.

В 1983 году Большой Национальный нашел себе спонсора в лице популярной британской газеты «Сан», но уже в 1984 году компания «Сигрэм Дистиллерс» выразила серьезные намерения стать генеральным спонсором этой скачки. С 1992 года спонсором всех трех дней скакового митинга стало подразделение «Сигрэм Дистиллерс» – «Мартель».

У всемирной славы есть и оборотная сторона. Сложность трассы для лошадей общеизвестна, гибель лошадей во время скачки все еще случается, хотя организаторы пошли навстречу требованиям активистов обществ защиты животных и уменьшили размеры некоторых препятствий.

В 1997 году за несколько часов до начала скачки аноним сообщил, что на ипподроме заложена бомба. Ответственность за теракт взяли на себя боевики Ирландской республиканской армии. Все находящиеся на ипподроме были немедленно эвакуированы, и скачка была перенесена на 48 часов. Бомбу не нашли, организаторы понесли огромные убытки. Прибыль получили только владельцы близлежащих гостиниц – отели оказались заполнены до отказа зрителями, не захотевшими возвращаться домой и двое суток дожидавшимися перенесенной скачки.

Сейчас Эйнтри переживает расцвет – каждый год призовой фонд Большого Национального увеличивается, ежегодно ипподром во время трехдневного апрельского митинга посещают до ста тысяч человек, а телевизионная аудитория исчисляется миллионами. Многие ипподромы в Великобритании рассчитывают на субсидии, но Эйнтри рассчитывает только на свои внутренние резервы. В дни, когда на ипподроме не проходят скачки, в здании главной трибуны проходят конференции, выставки и приемы. В центре ипподрома разбито одно из лучших в Великобритании полей для гольфа. В планах дальнейшей реконструкции – новые трибуны и выставочный центр с постоянной экспозицией, посвященной истории ипподрома.


Екатерина ШТАТНОВА

www.equestrian.ru

0
Дата публикации: 4.2.2004 0:00:00
Печатать эту страницу Отправить эту статью другу
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.
Отправить комментарий
Вам нужно зайти под своим логином чтобы отправить комментарий.
Пользователь: Пароль: Запомнить меня

Вы не зарегистрированы? Нажмите здесь.
Рубрикатор
Поиск
Новости редакции
Конный мир №1/2023 (ноябрь/декабрь) – скоро в продаже! В номере - «Новая русская спортивная», «Нина Менькова: 62 года в седле», «Метаболизм совершенного атлета».
Конный мир №1/2022 (ноябрь/декабрь) – скоро в продаже! В номере - «Чистокровное коннозаводство: солидный фундамент», «В поисках коня спортивного...», «Как получить государственную помощь?»
Уважаемые подписчики! Дорогие читатели!В связи со сложившейся ситуацией, выпуск журнала "Конный мир" №1/2022 временно переносится до улучшения ситуации в стране. Пожалуйста, следите за обновлениями на сайте и в соцсетях.
Конный мир №4/2021 (ноябрь/декабрь) – скоро в продаже! В номере - «Мы делили... ипподром», «Цилиндры – есть ли шанс?», «Кирилл Племяшов: «В приоритете – клиническое обучение»»
Конный мир №3/2021 (август-сентябрь) – скоро в продаже! В номере - «Куда шагаем?», «Долететь до Японии», «Гордость России»
Кто активен
14 пользователь(ей) активно (10 пользователь(ей) просматривают Статьи)

Участников: 0
Гостей: 14

далее...
© ООО «КЛАСС ЭЛИТА» 2000-2024 Все права на материалы, находящиеся на сайте horseworld.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Копирование материалов, новостей сайта и сателлитных проектов только с разрешения правообладателя ООО «КЛАСС ЭЛИТА»