В этом материале обобщены мнения разных людей на одну тему – тему проблем российского драйвинга. То, что этот спорт в России находится в плачевном состоянии, подтвердили все. Но кто виноват и что делать? Здесь мнения расходятся..


Драйвинг в России появился сравнительно недавно. Чемпионаты мира по этому виду конного спорта проводятся с 1970 года, а в России еще в конце 90-х не было ни одного драйвера. И только в 1998 году была создана ассоциация «Драйвинг» России.

Драйвинг – это уникальная возможность проявить себя любителям езды в экипаже и лошадям отечественных рысистых пород. Наконец, это очень красиво. Было бы замечательно, если бы этот очень интересный вид конного спорта прижился у нас в стране.

Однако сегодня и у ассоциации, и у спортсменов очень много проблем. Первым быть всегда сложно. Но хочется верить, что уже в скором времени ситуация с российским драйвингом изменится в лучшую сторону, и через несколько лет российские драйверы заявят о себе во всеуслышанье на мировой арене.


Запрягай, поехали!

Одна из проблем – проблема чисто материальная. Это отсутствие экипажей, а точнее денег на них. Экипаж для марафона (образца 2000 года) стоит от 4,5 тысяч долларов, экипаж для дрессажа – от 6,5 тысяч. Нужны оба. Я уж не говорю о самых последних моделях экипажей с кучей наворотов. Такое чудо техники стоит не менее 10 тысяч долларов, а с доставкой и с растаможкой – все 15 тысяч. Но русский человек издревле славился своей находчивостью. Любой новоявленный российский драйвер при помощи кувалды из обычного детского «поняшника» такой «марафонник» сделает, что его родная фабрика-производитель не узнает…

Афанасий Петрович Георгиев, начальник конного комплекса Государственного музея-заповедника «Царское село» (г. Санкт-Петербург): «Главная проблема всех участников в том, что они едут на экипажах, сделанных непонятно из чего и непонятно как. Четыре экипажа, отвечающих международным стандартам, есть у нас, еще два экипажа – у Виктора Ивановича Рышкова, президента ассоциации «Драйвинг». И все! Но и эти экипажи уже устарели. Упряжь, правда, стала появляться в продаже, но какая... На выставке «Эквирос-2001» я смотрел упряжь, которую шьет одна известная фирма, – качество нулевое, фурнитура поганая, эта упряжь, думаю, не выдержит никаких соревнований. Но ее тут же раскупили!».


Правила для драйвинга изучают в типографии…

Но проблема не только в упряжи и экипажах, но и в отсутствии квалифицированных судей. Чтобы судить соревнования по драйвингу, судья должен как минимум знать правила. Первый чемпионат мира по драйвингу, как уже говорилось, прошел в 1970 году, изменения в правила вносятся каждые 2-3 года. Российский драйвинг существует с 1998 года, но у нас до сих пор нет правил, переведенных на русский язык!

«То, что где-то как-то переводилось, не поддается никакой критике. Мы просто не знаем, по каким правилам существуем, – продолжает Афанасий Петрович. – А новых правил, которые приняты с 2001 года, вообще никто в глаза не видел».

Ну и кто в этом виноват? По словам ответственного секретаря ассоциации Татьяны Александровны Шведовой, правила 2001 года существуют, но до сих пор лежат в типографии, так как ФКСР не выделила обещанных на печать денег.


Почем соревнования для спортсменов?

Фото Светланы Петровой

А теперь проблема самая наболевшая – уровень проведения соревнований. Налицо противостояние «ассоциация - спортсмены».

Вот что рассказывают спортсмены из команды Московского зоопарка (класс пони): «Неясно, что делает для драйвинга ассоциация. То грамот не хватает, то розеток. Нам все время рассказывают, как тяжело построить трассу, как трудно сделать летние денники. Лошади стоят на улице без охраны (только в Ново-Переделкине лошади стояли на территории КСК «Орлята учатся летать»). Все списывается на маленькие стартовые взносы.

В первый раз, на чемпионате Москвы в Ново-Переделкине, дрессажное поле даже не было очищено от битого стекла. И еще, конечно же, запомнился «в стельку» пьяный президент жюри чемпионата Москвы. Это были последние клубные соревнования. После них большинство участников отказались приезжать на соревнования, сказав, что с этим составом жюри они не желают иметь ничего общего, пока во главе ассоциации не встанут люди, которые хоть как-то заинтересованы в развитии упряжного спорта».

Т.А.Шведова не только не отрицает факта нетрезвости президента жюри, а даже скорее оправдывает подобное состояние: «Был такой момент на чемпионате Москвы, когда президент жюри выпил больше, чем было надо, и к концу затянувшегося марафона он был нетрезв. Но он в течение двух недель безвылазно строил трассу!»

Спортсмены жалуются, что трасса собирается в последние часы перед стартом. Но в этом организаторы соревнований не виноваты. Просто это наша страна: маркеры, цифры, буквы разворовываются зрителями и местными жителями на сувениры. А в итоге старт могут задержать на несколько часов.

Президент и спортсмены АНО КСК «Нагорное» (класс пони): «Воспоминания о соревнованиях заставляют просто содрогаться. Например, соревнования в КСК «Эмаус» в Тверской области (2000 год). Мы ночевали в лесу, на попонах у костра, так как обещанной брони в гостинице не было. Первую ночь вместе с нами у костра ночевал президент жюри этих соревнований – Гусман Менлибаев. Рядом с местом нашей ночевки был расположен летний воспитательный лагерь для трудных подростков, которые ночью на нас напали. К тому же через наш лагерь проходил маршрут местных коров, которые утром и вечером методично «обделывали» все вокруг.

Особенно неприятный, даже постыдный для нашей страны нюанс произошел на открытом чемпионате России в Ново-Переделкине (2001 год), когда приехал австрийский судья, член FEI. Его вообще забыли встретить! И когда он уже прилетел в Шереметьево, члены ассоциации вспомнили, что нужна машина, чтобы привезти судью».

Т.А.Шведова: «Гусман Менлибаев сам виноват в том, что ему пришлось ночевать в лесу у костра вместе со спортсменами, так как он приехал на день раньше. А встреча австрийского судьи Хельмута Колуха была подготовлена на высшем уровне, и, помимо соревнований и проведения семинара, он смог побывать на экскурсии по Москве, пообедать-поужинать в различных ресторанах и увезти с собой множество российских сувениров».

Спортсмены: «В 2001 году, в середине сентября, должны были проходить соревнования на кубок ф/х «Станица». Мы пытались выяснить заранее насчет размещения команд. Пансионат (кстати, холодный, сырой, без горячей воды) мы оплатить не в состоянии, так как в командах большое количество людей. Нам предложили размещение в палатках, притом, что температура ночью падала до нуля! В результате люди просто отказались ехать, и эти соревнования не состоялись».

С. Н. Минский, член президиума ассоциации: «В правилах написано, что организаторы должны обеспечить жилье на время соревнований только драйверу и груму. Но нигде не написано, что жилье должно предоставляться бесплатно. Никто не виноват, что у команд нет денег, чтобы заниматься этим спортом».

Президент АНО КСК «Нагорное»: «Поражает отношение к классу пони. Как понимать слова президента ассоциации, что соревнования проводятся в первую очередь для лошадей, и предложение классу пони самим поискать себе спонсоров?! Дескать, если спонсоры найдутся, то класс пони тоже будет чем-нибудь награжден. Да и о каких награждениях может идти речь, если мы даже технические результаты не всегда можем получить? Оказывается, ксерокопировать стартовые протоколы и технические результаты для ассоциации дорого».

Действительно, очень обидно слушать спортсменам подобные высказывания, да еще от В.И.Рышкова, под началом которого находится весь российский драйвинг. Благо, что в данном вопросе Т.А.Шведова занимает другую позицию: «Я не присутствовала на том собрании, где г-н Рышков обидел пони-класс. Мое личное мнение, пони должны присутствовать на соревнованиях. С одной стороны, это зрелищно, а с другой – дает возможность развиваться начинающим спортсменам. Мы можем ребятам 14-16 лет дать возможность участвовать в соревнованиях на пони (что нельзя на больших лошадях). Для развития этого вида спорта пони – просто клад!»


Ассоциация или фикция?

Так что же такое российский драйвинг сегодня? За прошедший год не появилось ни одного нового участника. Собралась небольшая кучка людей – фанатов драйвинга, которые постоянно ездят на соревнования и из кожи вон лезут, чтобы эти соревнования состоялись. При этом спортсмены искренне не понимают, что делает для драйвинга ассоциация и, в частности, чем занимаются такие люди как В.А.Парфенов и В.А.Демин (члены президиума, о которых все слышат, но деятельности их не видят).

Татьяна Александровна говорит, что господа В.А.Парфенов и В.А.Демин всячески помогают ассоциации. Однако вот мнение заведующего кафедрой коневодства МСХА им. Тимирязева Вадима Алексеевича Парфенова: «Беда ассоциации в том, что у нее нет серьезного инвестора, спонсора. Желающие участвовать в соревнованиях – нищие люди. Если бы нашелся человек, способный вложить сразу 300-400 тысяч долларов, то спорт смог бы развиваться, а без этого он будет существовать только на «дворовом» уровне.

Ассоциация – это скорее фикция, нежели спортивная организация. На последнем президиуме члены ассоциации больше ругались, чем по существу обсуждали вопросы. Ассоциация не имеет программы своей работы, не имеет структуры. Нужно четко разграничить полномочия. Кто-то должен отвечать за документацию, кто-то – за судейство (судейская бригада, организация семинаров), кто-то – за техническую часть (оборудование трассы, экипажи), кто-то – за связь с прессой, рекламу, спонсоров и т.д. Например, чтобы построить трассу, нужен судья-дизайнер. Но он один, своими руками, трассу не сделает. Ему требуется бригада помощников, но бесплатно никто не пойдет работать, а у ассоциации нет денег.

Фото Ольги Ильичевой

Лично я для ассоциации ничего пока не сделал. Работать можно, имея конкретную программу и конкретный участок работы. А для начала надо решительно обновить состав президиума, хотя обновлять его, пожалуй, некем. А лучше закрыть ассоциацию вообще и потом сделать все заново, с другими людьми, хотя все это очень хлопотно».

Претензий у спортсменов к ассоциации много. Но было бы нечестно рассматривать проблему российского драйвинга только с позиции спортсменов, участников соревнований, и не дать рассказать о своем детище членам президиума ассоциации «Драйвинг».

С.Н.Минский: «Довольно странно слушать критику от людей, которые практически ничего не делают для развития ассоциации, но почему-то считают, что ассоциация должна им предоставить все. Ассоциация объединяет заинтересованных лиц с целью развития спорта. В ассоциации все равны: и спортсмены, и президиум.

У нас есть ошибки, но когда на двух человек пытаются взвалить все, ничего не получится. С 1998 года несколько человек из президиума ассоциации обеспечили официальную государственную регистрацию ассоциации, вступление ее в ФКСР, признание ее комитетом по драйвингу FEI. Наладили контакты с аналогичными зарубежными организациями, провели семинары для участников и судей и официальный семинар FEI, добились включения звания «судья по драйвингу» в официальный перечень судей по конному спорту. Сделали перевод и официально утвердили в ФКСР «Официальные правила FEI для драйвинга», действующие с 1 января 2001 года. А также осуществляли организацию и проведение соревнований на протяжении трех сезонов. Да, некоторые соревнования были отменены, но, к сведению интересующихся: в Англии из шестнадцати соревнований по драйвингу в сезоне 2001 года по различным причинам было отменено восемь. Причем, начиная с 2001 года, соревнования по драйвингу официально включаются в календарь соревнований ФКСР.

Мы все начинали с нуля, и никто нам не помогал. Приглашали международных судей. На основе личных контактов был сделан ряд передач о нашей ассоциации на центральном телевидении. Постоянно размещались популяризаторские статьи в прессе. Если это с точки зрения отдельных товарищей означает «ничего не делать», то пускай они сделают лучше или хотя бы так же, а для начала заплатят членские взносы».


Как видите, проблем очень много. Очень хорошо высказалась Любовь Павловна Майорова, драйвер команды Тверской ГЗК: «Разговаривать о нашем драйвинге нужно очень долго, но вкратце мое мнение такое. Раскритиковать организацию соревнований, конечно, можно, тем более есть за что. Но будет ли польза от жесткой критики? Гораздо конструктивнее, мне кажется, на открытом собрании ассоциации обсудить положение дел в драйвинге и наметить пути развития этого вида спорта. Именно своего, а не европейского. Скопировать Европу нам все равно не удастся, да и стоит ли? Не перевелись же умные люди в конном спорте и коневодстве России! Возможно, кто-то поможет советом или делом».


Анна БУЗЫКИНА

0
Дата публикации: 2.11.2003 0:00:00
Печатать эту страницу Отправить эту статью другу
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.
Отправить комментарий
Вам нужно зайти под своим логином чтобы отправить комментарий.
Пользователь: Пароль: Запомнить меня

Вы не зарегистрированы? Нажмите здесь.
Рубрикатор
Поиск
Новости редакции
Конный мир №1/2023 (ноябрь/декабрь) – скоро в продаже! В номере - «Новая русская спортивная», «Нина Менькова: 62 года в седле», «Метаболизм совершенного атлета».
Конный мир №1/2022 (ноябрь/декабрь) – скоро в продаже! В номере - «Чистокровное коннозаводство: солидный фундамент», «В поисках коня спортивного...», «Как получить государственную помощь?»
Уважаемые подписчики! Дорогие читатели!В связи со сложившейся ситуацией, выпуск журнала "Конный мир" №1/2022 временно переносится до улучшения ситуации в стране. Пожалуйста, следите за обновлениями на сайте и в соцсетях.
Конный мир №4/2021 (ноябрь/декабрь) – скоро в продаже! В номере - «Мы делили... ипподром», «Цилиндры – есть ли шанс?», «Кирилл Племяшов: «В приоритете – клиническое обучение»»
Конный мир №3/2021 (август-сентябрь) – скоро в продаже! В номере - «Куда шагаем?», «Долететь до Японии», «Гордость России»
Кто активен
16 пользователь(ей) активно (12 пользователь(ей) просматривают Статьи)

Участников: 0
Гостей: 16

далее...
© ООО «КЛАСС ЭЛИТА» 2000-2024 Все права на материалы, находящиеся на сайте horseworld.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Копирование материалов, новостей сайта и сателлитных проектов только с разрешения правообладателя ООО «КЛАСС ЭЛИТА»